Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный
на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися.
Цель профориентационной
работы в школе:
- оказания
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников
профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности,
в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований
рынка труда.
Задачи
профориентационной работы:
- получение данных о
предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой
системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и
профессионального образования.
Основные направления
профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной
просвещение;
- Профессиональная
диагностика;
- Профессиональная
консультация и др.
Плакаты
Формула выбора профессии
Типы профессий
Огромный мир профессий
1 вариант выбора профессий
2 вариант выбора профессий
Этапы и содержание
профориентационной работы в школе в
2022-2023 учебном
году:
1-4 классы:
·
Формирование у младших
школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и
в обществе;
·
Развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в
различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую,
исследовательскую;
·
Постепенное расширение
представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
·
Развитие у школьников
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности;
·
Представления о
собственных интересах и возможностях;
·
Приобретение
первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
·
Групповое и
индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования
адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
·
Профессиональное
самопознание;
10-11 классы:
·
Коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной
работы в школе:
·
Оформление уголка по
профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная
работа в школе».
·
Осуществление
взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными
центрами района и области.
Работа с учащимися:
·
Профориентационные
мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий
и др.;
·
Тестирования и
анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
·
Консультации по выбору
профиля обучения (инд., групп.).
·
Расширение знаний в
рамках школьных предметов;
·
Организация и
проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней
открытых дверей учебных заведений;
·
Встречи с
представителями предприятий, учебных заведений;
·
Участие в конкурсах декоративно-прикладного
и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных
секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Работа с учащимися:
Профориентационные мероприятия: викторины, беседы,
тематические классные часы, цикл занятий и др.;
Тестирования и анкетирования учащихся, с целью
выявления профнаправленности;
Консультации по выбору профиля обучения (инд.,
групп.).
Расширение знаний в рамках школьных предметов;
Организация и проведение экскурсий в учебные
заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
Встречи с представителями предприятий, учебных
заведений;
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и
технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях
в школе в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
·
Проведение родительских
собраний (общешкольных, классных);
·
Индивидуальные
консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения
учащимися.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
·
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных
интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На
этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны
родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать
типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных
шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него
профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
·
Выбор профессии «за компанию»
·
Часто молодой человек
или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное
заведение, что и их друзья.
·
Выбор престижной профессии
·
В данный момент
престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера,
переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у
всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия,
коммуникабельность, работоспособность).
·
Отождествление учебного предмета с профессией
·
Например, ученица
хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако,
профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы
деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
·
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
·
К примеру, младший брат
восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает,
что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
·
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
·
Необходимо знать и
учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется
работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния
здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому
здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих
медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение
для повара, кондитера, водителя).
·
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
·
Незнание динамики
развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко
под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда
нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
·
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
·
Помощь в самопознании
могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители,
специальная литература.
·
Выбор профессии под давлением родителей
·
Очень часто родители
совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе
варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить
им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто
родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»:
«Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить
научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о
том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок,
автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой
работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования
столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и
реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования,
в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым
путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой
обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих
детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного
решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
·
Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности,
выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы
заниматься каждый день.
·
Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им
профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные
в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
·
Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на
рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной
специальности.
·
1.Обозначьте несколько
альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия
каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в
реализации основного плана.
http://www.ucheba.ru/
Учеба.ру является
крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского
дома «Работа для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и
вузов, специалистам, заинтересованные в получении второго высшего образования.
www.rabochee-mesto.com
Цель портала «Ваше рабочее место» – помощь
в выборе профессии. Разработчики сайта оригинально решают задачу знакомства
школьников с профессиями. Каждый специалист может рассказать о своей профессии
по установленной схеме.
www.start4you.ru
Сайт «Образование и карьера» – информационно-справочный
ресурс для выпускников школ и студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и
рекомендации по выбору профессии и образовательного учреждения, поиску работы.
|